Служение клирика храма на Святой Земле

Клирик Георгиевского храма иерей Владимир Горин месяц прослужил в Горненском монастыре Иерусалима, о чем и рассказывает в этой статье.

И так, о чём мечтал когда-то,
О чем молился я порой,
Что душу радовало свято,
 - Сейчас я вижу пред собой!
(С.Понаморёв, 1873г.)

«Каждый православный русский человек мечтает побывать на Святой Земле. Сердцем и мыслями мы часто переносимся в дорогие с детства города, храмы, соборы, когда служим, прославляя святых, апостолов, Богородицу и, главное,  Господа нашего Иисуса Христа.

Что же говорить о счастье прожить месяц и прикоснуться к святыням самому. Впереди дорога, в душе волнение и ожидание встречи с русскими, которые живут в чужой стране, на Святой Земле. Путь мой лежал в Горненский монастырь. 11 июля я через несколько  часов прибыл на место.

Го́рний, или Го́рненский монасты́рь — православный русский женский монастырь Русской Духовной Миссии в Израиле. Расположен в Эйн-Кареме, 4 км на юго-запад от Иерусалима; находится в юрисдикции Русской православной церкви. Сейчас в обители около 60 сестер. В 1871 году глава Русской духовной миссии архимандрит Антонин (Капустин) выкупил плантацию оливковых деревьев в селении Эйн-Карем близ Иерусалима. Участок был куплен у драгомана французского консульства в Иерусалиме Ханны Джильяда за 55 000 франков, причем для сбора этой суммы в России был создан специальный комитет. На купленном участке была организована женская община, которая через три года получила свой устав и была утверждена в качестве женского монастыря.

15 июля первая поездка по местам Галилеи. Название «Галилея» восходит к древнееврейскому корню означающему «катиться», «волна». Существует несколько версий происхождения названия: одна из них объясняет его гористым характером местности (галь — волна), другая напрямую связывает его с ивритским словом галиль , «округ», «окрестность». По третьей версии, название происходит от слова гола́  от того же корня — удаление, рассеяние. Со второй и третьей версиями связывают упоминание этого района в Ветхом Завете как «Глиль ха-Гоим» — «округ народов» или «место, где рассеяны разные народы». Мы посетили Назарет, Кану, Капернаум, Тиберию и конечно опустились с молитвой в р. Иордан.

Но, самое волнительное было впереди… 19 и 24 июля нам предстояло Ночное богослужение в храме гроба Господня, служба была на Голгофе. Литургия и причастие. Чем необыкновенна  Литургии на Голгофе, так это то, что весь голгофский придел становится алтарем, и это особенная возможность всем людям присутствовать как бы в алтаре храма при совершении всей Литургии. Жертвенник находится слева от престола, а Престол – это каменный стол, накрывающий собой место, где стоял Крест Господень. Днем обычно люди прикладываются к месту Креста прямо под этим столом, заходя на коленях под него. Таким образом, Евхаристия совершается прямо над местом распятия ИисусаХриста.
Священники стоят по обе стороны за спиной служащего перед Престолом. А вокруг – все пришедшие помолиться люди, паломники, монашествующие. Так все соучаствуют в Литургии и видят все, что совершается в Алтаре до и во время Евхаристии. Это удивительно! Это трудно вместить умом, только душой ощутить можно. Но просто в какой-то момент чувствуешь такую близость Бога в этом месте… И сердце переполняет благодарность… Слава Богу за всё!

Впереди Престольный праздник нижнего храма в нашем монастыре. 21 июля славим Казанскую икону Божией Матери. Всенощное бдение накануне и Литургию возглавил начальник русской Духовной Миссии, архимандрит Александр. Я ему сослужил.

На следующий день, 22 июля поездка в г. Лод ( Лидда). Гробница вмч. Георгия Победоносца. Яффа,  могила праведный Тавиффы. Обзорно Тель-Авив.

29 июля снова поездка…. Впереди Вифлеем, храм Рождества Христова. Одна из старейших непрерывно действующих церквей в мире. Первый храм над пещерой Рождества был построен в 330-х годах по указанию императора Константина Великого. Его освящение состоялось 31 мая 339 года и с тех пор богослужения здесь практически не прерывались.

Монастырь Саввы Освященного.

Лавра святого Саввы находится в долине Иосафата, в Юдоли плача, которая начинается от Иерусалима: идя от Гефсимании, эта долина проходит сквозь лавру и доходит до Мертвого моря. Лавра же святого Саввы устроена Богом чудесно и непередаваемо словами. Тек некогда поток страшный и очень глубокий и обезводел, берега у него были высокие, на тех обрывах и лепятся келии — прилеплены и утверждены от Бога каким-то чудесным и страшным образом.

В христианском сознании гора Кармель неразрывно связана с именем величайшего пророка – Илии. На вершине горы, откуда открывается великолепный вид на Изреельскую долину, провел он много дней в размышлениях и сомнениях, здесь он скрывался от преследований, здесь одержал победу в состязании со жрецами Вааловыми. Необыкновенным образом проходит в  храме Илии Пророка престольный праздник. В этот день по традиции в храм приходят не только русские,  но и арабские жители Хайфы. Во дворе храма  появляются многочисленные машины прихожан, приехавших издалека, разворачиваются прилавки с сувенирами, едой  и сладостями. Служба проходит на русском, греческом и арабском языках, священники служат попеременно,  а по окончании праздника  крестный ход. Импровизированный рынок, разбитый под вековыми соснами, толпы нарядных людей, говорящих на разных языках, запахи жареного мяса  и восточных пряностей   —  все это вместе  создает   незабываемую атмосферу. А в центре праздника – служба  в храме Илии Пророка, храме, без которого уже невозможно представить себе приходскую жизнь людей города Хайфы, который раскинулся в горах  тысячелетнего Кармеля.

Вот и мы 2 августа  сподобились посетить подворье в честь святого пророка Ильи, поучаствовать в Божественной Литургии. Особой для меня радостью было присутствие моего настоятеля, протоиерея Ильи Быстрова. Возглавил богослужение Митрополит иерусалимской Церкви Иоаким.

 4 августа с душевным трепетом и волнением прошла Литургия в храме Гроба Господня.

Служили в Кувуклии два архиерея, наши русские  священники и румыны. Молились рядом, вместе с нашим настоятелем прот .Ильёй Быстровым.

Было полное ощущение, что я только что участвовал в пасхальной службе в пасхальную ночь. Да и как может быть иначе в храме, где Христос воскрес! Ведь точно, в этом храме каждая ночь — Пасха.

5 августа с новыми силами едем по святым местам. Впереди обширная программа посещений — Иудейская пустыня. Монастырь Георгия Хозевита. Иерихон, храм Закхея (Русской миссии) чаепитие. Гора искушения, река Иордан место крещения Христа, погружение. Монастырь Герасима Иорданского.

Православный монастырь св. Георгия IV в., — один из старейших монастырей в мире, расположен в нижней части долины (вади) Кельт в Иудейской пустыне на территории Палестинской автономии в 5 км от Иерихона.

Монастырские постройки с древними храмами, часовнями и садами VI в. висят, как ласточкины гнёзда, на почти отвесных скалах. В них по-прежнему проживают несколько греческих монахов.

В Иерихоне и его окрестностях есть места, связанные с деятельностью пророков Илии и Елиссея. Так, в Иерихоне пророк Елисей исцелил воды источника, непригодные ранее для питья. Этот источник сохранился и поныне. Все наши проповеди, рассказы прихожанам о святых оживают с каждой поездкой. Здесь, на Святой земле мы вновь переживаем известные всем события…..

Гора искушений… 40-дневным постом и молитвой готовился к Своему земному служению Спаситель. И был искушаем от дьявола. Мы вспоминали эти события на Сорокадневной горе в окрестностях города Иерихон, где все и происходило.

Река Иордан шириной метров десять. Один берег Иорданский, другой Израильский. Несмотря на то, что Иордания спокойная и безопасная страна, отношения с Израилем у них не очень.

Одним из важных мест посещения для современных русских паломников в Иорданской долине является монастырь преп. Герасима Иорданского. Удобное расположение обители на юго-восток от Иерихона и недалеко от подлинного места Крещения Господня на реке Иордан делает это место желанным для современных паломников Святой Земли и многочисленных туристов. Тенистый двор уникальной монастырской постройки, особая архитектура древних стен монастыря, прекрасные монастырские угодья в виде тропического монастырского сада, утопающих в тени олеандров, финиковых пальм и других деревьев делают это место подлинной жемчужиной и духовным оазисом посреди безводной пустыни Иорданской долины.

В восточной низине монастыря на песчаных обрывистых холмах сохранились пещеры, в которых, по преданию, жили преподобная Мария Египетская и святая Фотиния.

Красиво… Дивно и молитвенно…. Вернувшись в этот день в Горний, мы были очень уставшие, но счастливые…

Скоро отъезд на Родину, встреча с близкими… Столько хочется рассказать, поделиться впечатлениями….. Но, у нас ещё впереди Литургия в храме Богородицы и возможность пройти дорогу крестного пути Спасителя… Волнительно…

10 августа мы отправляемся в поездку по Иерусалиму.  Впереди Гора Елеон, место вознесения,  смотровая площадка.

Со смотровой площадки, находящейся на вершине Елеонской горы рядом с Капеллой Вознесения, открывается красивейший панорамный вид.

На севере вы увидите гору Скопус или гору Наблюдателей, а на юго-востоке — гору Поругания или гору Соблазна. На западе перед вами открывается во всей своей красе город Иерусалим. На востоке можно увидеть Иудейскую пустынюМёртвое море и вершины моавских гор (Моав — историческая область в западной Иордании).

Елеонская гора — самая высокая в окрестностях Иерусалима. Именно здесь Христос еженощно молился, беседовал с учениками о конце света и именно отсюда Он вознесся на небеса, в Царство своего Отца. На месте Вознесения Святой Еленой был построен удивительный храм без купола — чтобы верующие при молитве могли возносить глаза к небу, где теперь их Спаситель. Сейчас от здания остались всего лишь развалины — в 614 году его снесли персы.

Впереди встреча с Богородицей, воспоминание о её детстве, и конечно теплые молитвы Заступнице усердной о нас грешных на Литургии….

Дом, где жили праведные Иоаким и Анна, и где появилась на свет Пресвятая Дева, находился к северу от Иерусалимского Храма, вблизи ворот, выходящих в сторону Гефсимании, и называемых Овчими, Львиными или Стефановыми (потому что именно через эти ворота вывели первомученика Стефана, чтобы побить камнями).

Ощущения от Крестного пути невозможно передать словами! Одно то, что ты медленно идешь той же дорогой, что и Иисус Христос более двух тысяч лет назад, заставляет буквально трепетать. Конечно, маршрут современного Крестного пути не совсем совпадает с тем, что описан в Библии. Все-таки с того момента прошло две тысячи лет, и за это время улицы Иерусалима были десятки раз разрушены и выстроены заново. Началом этого Пути являются Ворота Девы Марии или их еще называют Львиные, когда Иисус вошел через них в город в Вербное воскресение. Здесь и начался тот самый путь к Божьей Славе через великое страдание.

Первое, что стремится сделать каждый паломник, прибывший на Святую Землю — это поклониться главной святыне христианского мира — припасть ко Гробу Господню. Вслед за женами-мироносицами, которых влекла ко Гробу Христову их великая любовь к Учителю, приходят ныне к этому Живоносному Гробу христиане, влекомые той же любовью к своему Спасителю и Господу. Видят пустой Гроб, в котором три дня покоилось тело Христово и становятся свидетелями Воскресения.

Как не вспомнить в этот момент Пасхальные стихиры:
«Мироносицы жены́, ýтру глубокý, представша Гробу Живодавца, обретоша Ангела, на кáмени седяща, и той провещáв им, сúце глаголаше: что ищете живáго с мертвыми; что плачете Нетленнаго во тли; шедше проповéдите ученикóм Его»

     Но вернемся в храм Воскресения. Налево от камня Помазания — проход ко Гробу Господню. Направо — Голгофа. У Голгофы располагалась площадь, на которой народ собирался смотреть казнь преступников. С западной стороны примыкали сады и упоминаемый в Евангелии сад, принадлежащий Иосифу Аримафейскому, в котором и находилась гробница, ставшая Гробом Господним. Возле скалы была лощина, куда повергали тела и кресты распинаемых. Именно в ней впоследствии царица Елена обрела Животворящий Крест Господень.

Голгофа — это небольшой скалистый холм, название которого происходит от еврейского «Гулголет» — «лоб, череп». Так эта скала называлась из-за сходства ее округлой формы с черепом. Древнее предание утверждает, что на этой горе была погребена голова Адама. К вершине Голгофы сейчас ведет лестница, расположенная справа от входа в храм и от камня Помазания. Поднявшись по ней, мы видим большой Крест, установленный за главным престолом. Это православный алтарь. Справа от него — католический придел. Под православным престолом находится отверстие, оправленное серебром. Оно обозначает место, где стоял Крест Спасителя. Паломники преклоняют колена, опускают руку в отверстие и дотрагиваются до этого святого места, омытого Кровью Христовой. Здесь было совершено Искупление человеческого рода. Слева и справа от алтаря под стеклом можно увидеть подлинную скалу Голгофского холма. Кресты разбойников, стоявшие несколько позади Креста Христа Спасителя, обозначены черными кругами на мраморном помосте Голгофы.

Часовня Гроба Господня называется Кувýклия (в переводе с греческого «часовня с погребальным ложем»). Именно внутри нее находится пещера, в которой был погребен Спаситель. Когда тело Иисуса Христа было снято с Креста, то Его погребли в расположенной неподалеку погребальной пещере, принадлежавшей Иосифу Аримафейскому.
Сзади Кувуклии расположена небольшая коптская часовня, примечательная тем, что в ней, преклонив колена, можно прикоснуться к подлинному камню погребальной пещеры. Ведь ныне эта пещера одета мрамором, окружена колоннами…

Так оживают здесь Евангельские события. Становятся реальностью. «Да молчит всяка плоть человеча и да стоит со страхом и трепетом…» — поет Церковь в Великую субботу. Не надо забывать этих священных строк православного богослужения, особенно, здесь, на самом святом месте во Вселенной, где свершилось наше Спасение.

    Влияние святых мест на человека связанно с движением его сердца, его молитвой к Богу. А к молитве личной подвигает нас живая проповедь, сердечный рассказ о Христе и молитва соборная. Всё это есть в наших русских православных храмах. И моя поездка укрепила меня в этом мнении. А жизнь и служение в Горнем, как части России подчеркивает слова нашего символа Веры – Верую во Едину Святую и Апостольскую церковь….»